«Наша Родина- Россия»
25 марта 2024
Конспект ОД: «Наша Родина- Россия»
(Подготовительная группа.)
Цель: Формирование патриотических и гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как родной стране.
Закрепить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе. Формировать уважительное отношение к государственным символам России.
Развивающие: Развивать диалогическую речь, память, мышление и творческие способности детей. Развивать творческое воображение, способности к композиции.
Воспитательные: Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста патриотические чувства к своей стране и родному краю. Гордость за родную страну, любовь и бережное отношение к своей отчизне. Умение работать в коллективе.
Предварительная работа: Беседы на темы «Наша страна – Россия», «Главный город нашей страны», беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц, поговорок, чтение русских народных сказок; прослушивание гимна, знакомство с географической картой России.
Материалы: карта России, Изображения гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, цветная бумага, ножницы, салфетки, клей.
Ход занятия
Воспитатель: На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия)
Воспитатель: А какая она наша Россия?
Дети: Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.
Воспитатель: Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”? (Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш д/с и улицы нашего дома. Родина у каждого человека одна).
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение о Родине?
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем
Воспитатель:– Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать неделю, а на самолете лететь сутки.
Воспитатель: Граждане России называются … (россияне).
Воспитатель: Ребята вам нужно сложить из букв слова: Росси, Родина.
Д/игра «Сложи из букв название нашей страны»
Воспитатель: Ребята, назовите какие вы знаете города России.
Назовите столицу России (Москва.)
А как вы думаете, почему Москва является столицей нашей Родины – главным городом нашей страны? (Предположительные ответы детей).
В Москве расположена главная площадь страны Красная площадь. По большим праздникам здесь проходят военные парады. В Москве принимаются все самые главные и важные решения для нашей страны.
А кто управляет такой могучей и сильной страной? (Президент).
В Москве, в Кремле находится резиденция нашего президента. Как зовут нашего президента? (Владимир Владимирович Путин). (Показ фото президента).
Ребята, давайте с вами поиграем. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы? Будьте внимательны.
Д/игра «Какой, какая, какое?»
Город в России — российский город.
Деревня в России – российская деревня.
Москва — столица России – российская столица.
Народ, который живет в России – российский народ.
Наша Родина, какая она? — Необъятная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, огромная.
Воспитатель: -У каждой страны есть отличительные знаки-осударственные символы. Скажите, какие государственные символы вы знаете? (флаг, гимн, герб).
Воспитатель: Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Я предлагаю вам найти Российский флаг. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных флаг России.)
Воспитатель: А где флаг России можно увидеть? ( Развивается на государственных зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников, на военных парадах, на кораблях, на самолетах, спортивных соревнованиях).
-А какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный).
-Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу).
-А синяя что напоминает? (Небо, реки, озёра, моря).
-В России много, много озер и рек. Какие крупные реки России вы знаете? ( Волга, Ока, Енисей, Лена, Обь, Амур). Какое самое глубокое озеро нашей страны? (России- Байкал).
– Ну, а красная полоса, что вам напоминает? (Цвет солнца, огня, тепла).
Воспитатель: -Белый цвет обозначает мир и чистоту, синий – небо и верность, красный огонь и отвагу. Цвета флага выбраны не случайно. Они связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды.
Воспитатель: Сейчас мы с вами немного разомнёмся.
Пальчиковая гимнастика «Моя страна»
Посмотрю на карту я:
(вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля.
(поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия,
(крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя!
(прикладывают руки к груди)
Воспитатель: Перейдём ко второму символу – гимну. А что же такое гимн? (Гимн это главная песня страны. Гимн слушают стоя.)
- В каких случаях исполняют гимн?
Дети исполняют гимн.
- Гимн страны – это тоже государственный символ. В каких случаях исполняется гимн страны? (Дети приводят примеры).
- Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова.
- Чему посвящён гимн?
(Предложения детей).
- Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна.
Воспитатель: А сейчас поговорим о другом символе России, о гербе. Найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России.)
Воспитатель: Герб – это отличительный знак государства.
Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?
Двуглавый орел. Орел – символ, солнца, небесной силы, огня - Почему у него две головы? Солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Поэтому и головы орла повернуты в противоположные стороны. Одна голова смотрит на восток, другая на запад. Орёл с двумя головами означает, что мы независимое государство, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Но всех нас связывает одна Родина, Родина у нас общая.
- Что орёл держат в лапах? (Жезл и державу. В правой лапе жезл – он служит символами власти, почетного положения. В правой лапе держава – это государство.)
В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
Над головой орла -золотая корона. Посмотрите на крылья орла – они тоже золотого цвета, похожи на солнце. Солнце всегда было символом добра, справедливости. На груди орла изображен щит, на щите всадник.
Воспитатель: -Какого цвета конь? (Белого)
-Какого цвета плащ у всадника? (Синего)
-Какого цвета щит? (Красного)
Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный. (Цвета государственного флага России)
– Всадник Георгий Победоносец, издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества.
Воспитатель: -Что в руках у Георгия Победоносца? (Серебряное копье)
– Этим копьем он поражает черного змея, а верный конь топчет змея копытами. Змей – символ зла.
Так наш герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.
-А где можно увидеть герб? (Он изображается на флагах, печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах).
Воспитатель: Ребята, какое дерево является символом России? (береза)
Воспитатель: Что ещё является символом России?
Отгадайте загадку.
Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)
– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
Воспитатель: – Русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы.
- Человек без Родины что соловей без песни.
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
Воспитатель: Ребята, проходите к столам, мы с вами сделаем красивую коллективную аппликацию «Флаг России».
На столе лежит все, что нужно вам для аппликации. Вы должны вырезать сердечки, аккуратно наклеить на картон, чтобы у вас получился вот такой флаг.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Проходите на свои стульчики и присажи- вайтесь. О чём мы сегодня говорили с вами на занятии? Что вы нового узнали? Что самое интересное было для вас? (Ответы детей.)
Воспитатель: - Наше занятие закончилось. Мне очень понравилось как вы сегодня отвечали, молодцы!
Георгий Победоносец изображён на гербе России.
Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия.
Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу.
Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий.
Воспитатель: Ребята, сейчас управляет страной президент, а раньше управляли цари. Я вам рассказывала о том, что на Руси было много царей, а сегодня расскажу о царе, который очень много сделал для России. Это царь Петр Первый (показывает портрет). Царем в России мог стать только тот, кто родился в царской семье. Маленький Петр был очень умным, здоровым и смелым. Он очень хотел учиться. Учителя не успевали отвечать на его вопросы. А в свободное время он очень любил играть в солдатиков. Мальчик Петр рос. И когда Петр вырос и стал царем. В то время, когда у власти встал царь Петр Первый, Россия была бедной страной. А в других странах люди жили лучше. Там было много заводов, фабрик, школ, где дети могли учиться. Петр Первый хотел превратить Россию в сильное государство. И стал он учиться у иностранцев. В первую очередь царь решил создать свой флот. Тогда-то он и едет за границу, чтобы научиться строить корабли. Петр Первый работал и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом. Он освоил 15 ремесленных профессий. Работать было очень трудно, потому что орудия труда были не такими как сейчас. Машин не было вообще, и работать приходилось вручную. Когда Петр Первый вернулся в Россию, то сразу принялся за строительство флота. Он создал первый русский флот, который потом стал самым сильным в Европе .
- А хотите узнать, что нового ещё появилось в нашей стране, пока правил Царь Петр? Многое, что сделал Петр Первый в России, - впервые
- новый год стал начинаться с первого января, а раньше начинался в сентябре;
• в России в каждом доме стали наряжать новогоднюю елку;
• впервые стали выпускать газеты и журналы;
• все дети, и богатые, и бедные, стали учиться в школах;
• Петр Первый завез в Россию картофель, раньше русские люди его никогда не пробовали.
Воспитатель: Вот наше занятия и закончено. О чём мы сегодня с вами говорили? Что нового вы сегодня узнали? Что самое интересное для вас сегодня было? Спасибо всем.