Солобуева Маргарита Ивановна

Педагогический совет: «Работа дошкольного образовательного учреждения по защите прав ребенка в семье». (с педагогами)

30 октября 2017

Педагогический совет

 Тема: «Работа дошкольного образовательного учреждения по защите прав ребенка в семье».

(с педагогами)

 

 

     Цель. Формирование готовности педагогов МБДОУ к осуществлению работы с родителями по защите прав ребенка в семье.

     Задачи. Познакомить  педагогический коллектив с работой дошкольного образовательного учреждения по правовому просвещению родителей;

учить выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка;

помочь овладеть диагностическими методиками и учить правильно использовать их на практике;

подготовить педагогов к организации коррекционной работы в группах риска и с семьями, в которых выявлено нарушение прав детей.

Ход мероприятия.

       Ведущий. Попробуйте оживить свои воспоминания, вспомните свое детство, какое оно было, что вам больше всего запомнилось, какие были яркие впечатления, что вас больше всего волновало, огорчало в детстве. Какого цвета было ваше детство. Почему? ( Дается важность высказаться всем педагогам).

       Ведущий. Нарисуйте (схематично) дом своего детства. Разделите его на две половины. В одну — впишите слова, которые согревали вас в детстве, “теплые” слова. В другую — «холодные» слова, которые вас ранили в детстве, которые приносили вам огорчение, наносили боль.

      Ведущий. Озвучьте «теплые» слова и проанализировать, какие чувства возникают, когда слышишь эти слова. Затем каждый про себя прочитать «холодные», горькие слова и поделиться своими чувствами.

     — Какие чувства вы испытывали, когда читали эти слова? Почему эти слова причиняют вам боль, воскрешают неприятные воспоминания? Почему, будучи взрослыми, вы вновь испытываете те же чувства, что испытывали в детстве? Какое влияние оказали на вас эти негативные чувства? Какие выводы вы можете сделать сейчас? ( Педагоги распределяются по желанию в четырех микрогруппах (МИГ) и затем озвучивают свои воспоминания, обмениваются мнениями, делятся чувствами, переживаниями, выходят на осмысление важности периода детства для дальнейшего становления и развития личности ребенка.

Вывод: психологические травмы, которые ребенок получил в детстве, запоминаются надолго и могут повлиять на всю остальную жизнь.       

       Ведущий. Всегда ли родители задумываются над последствиями своего неправильного поведения, своих поступков. Может ли МБДОУ помочь семье научиться воспринимать личность ребенка как объект и субъект воспитания, не ущемлять права и достоинство маленького ЧЕЛОВЕКА. Что для этого нужно?

     Рассматривая тему «Работа МБДОУ по защите прав ребенка в семье», какие цели вы ставите перед собой как  педагоги. (Педагоги формулируют цели индивидуально, обсуждают и согласовывают их в МИГах, озвучивают перед аудиторией. Действуют принципы неотрицания мнения другого, дополнительности, согласования смыслов.)

              Исследование проблемы.  

  Предлагаются предметные области обсуждаемой проблемы.

А). Государство на страже интересов ребенка и защиты его прав.

Б). Диагностика нарушений прав ребенка в семье.

В). Профилактика нарушений прав ребенка в семье.

Г). Коррекционная работа в группах риска и с семьями, в которых выявлено нарушение прав ребенка.

     Ведущий.

     А). Государство призвано заботиться о своих гражданах, в том числе и о маленьких — детях. Конституция РФ гарантирует права и свободы детям наравне со взрослыми.

- Существует ряд документов, гарантирующих охрану материнства и детства,   предусмотрены меры государственной помощи семьям, имеющим детей?

- В чем выражается забота государства о своих маленьких гражданах?

- Каков размер пособий на  детей   в настоящее  время?

- Соответствует ли этот размер реальным потребностям семьи?

Назовите государственные документы, подтверждающие заботу государства о детях, их правах, т.к. в должностные обязанности всех сотрудников педагогического профиля входит знание этих документов.

Всегда ли в жизни соблюдаются те гарантии, которые дает государство ?

        Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическими проблемами обусловила появление широких слоев населения, испытывающих трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиям, что в значительной части случаев ведет к дезорганизации семьи, росту насилия в семье, в том числе и в отношении детей, расширению масштабов девиантного поведения.

Приведите примеры, подтверждающие это. ( Педагоги приводят примеры.)

        К сожалению, некоторые родители не осознают, что своими действиями ущемляют права ребенка (физические наказания, запирание ребенка одного на длительный срок, унижение чувства собственного достоинства и т.д.). Важно, как это отразится на психике ребенка, к чему все это приведет. Каковы же последствия психологической травмы. Чем она чревата (Неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности, замкнутость, трусость или садизм.)

       Многие ли родители осознают такие последствия и анализируют, что вынуждает их использовать жесткие меры воспитательного воздействия (Некоторые родители поступают так потому, что так с ними поступали в их собственном детстве, другие не знают альтернативных методов воздействия, третьи не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка).

        Но и в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — распространенное явление.

        Давайте выделим методы объектного и субъектного отношения к ребенку.

- Какие формы регулирования отношений можно рекомендовать родителям?

- Какие семьи будут составлять группу риска ?

        Попытаемся выделить такие семьи, привести примеры (семьи, где невнимание мужа к жене, властность матери, отца, агрессивные родители и т.п.).

        Как вы считаете, в чем будет заключаться задача педагога? (Вести правовое просвещение родителей, повышать их компетенцию, выявлять группу семей риска и вести коррекционную работу с ними, помочь родителям наладить правильные взаимоотношения со своими детьми).

       Б). Чтобы решить эту задачу, необходимо провести диагностику нарушений прав ребенка в семье. Она проводится в 3 этапа.

       1 этап. Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы (неуравновешенность, частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, воровство).

Каковы объективные основания попадания в группу риска. (Тесное жилье, низкие доходы, низкий образовательный уровень родителей, неполная семья, многодетность). На данном этапе заполняется анкета, отражающая социальные параметры семьи, проводятся наблюдения, беседы.

      2 этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей, т.е. применяющих к ним физическое или психическое насилие (диагностика агрессивности родителей, чьи дети испытывают трудности в адаптации, выяснение методов воспитательного воздействия в семье).

Заполняется анкета и опросник: Басса-Дарки.

      3 этап. Диагностика особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в тех семьях, где нарушаются права детей.

     Используется методика определения родительских установок и реакций (по методике РАРУ).

      В). Что же может сделать МБДОУ для профилактики нарушений прав ребенка в семье?

      Предлагается в МИГах проработать план мероприятий по профилактике нарушений прав ребенка.

      Г). Как же вести коррекционную работу? С кем мы ее будем проводить? (С детьми, с родителями.)

Как это можно сделать ?

Какие мероприятия могли порекомендовать вы, воспитатели?

(Педагоги записывают в тетрадях план и обсуждают.)

        Педагоги изучают и обсуждают соответствующие статьи в Конституции РФ, в Законе РФ “Об образовании”, “Конвенции о правах ребенка”, “Концепцию дошкольного воспитания” и другие документы.

(Документы распределяются по МИГам, соответствующие номера статей или положения выписываются на большой лист. Лидер руководит деятельностью группы. Представитель каждой группы вывешивает свой плакат на доску, озвучивает содержание. Все педагоги фиксируют данные у себя в тетрадях.)

        В ходе беседы педагоги отвечают на вопросы, дополняют ответы товарищей, приводят примеры из практики.

        Две группы обсуждают и формулируют методы объектного отношения, две группы – методы субъектного отношения родителей к детям. Ответы групп согласовываются, дополняются.

- Методы объектного отношения – приказы, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания.

- Методы субъектного отношения – доброжелательная критика, советы, утешение, обращение какого-либо указания в шутку, выражение обиды.

(Педагоги делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы педагога, дополняют ответы товарищей.)

        Обсуждение плана профилактических и коррекционных мероприятий, разработанных группами.   Для групп готовятся большие листы, магниты на доску.

        Ведущий дает возможность раскрыть собственную позицию, свой взгляд на проблему каждому педагогу.

 

Оставить комментарий: